Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование
нового типа личности, ориентированной на материальную независимость,
обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации развития и
самосовершенствования за пределами семейного круга. Это характерно и для
мужчин, и для женщин. В итоге такие процессы способствуют дестабилизации, росту
количества неблагополучных семей. Смена системы ценностей осложняет
функционирование семьи как социального института, в том числе реализацию
воспитательной функции.
Как правило, система воспитания и стиль
общения в каждой семье индивидуальны. Если родители слишком строги и
требовательны, то ребенок часто не хочет учиться, тревожно относится к неудачам,
чрезмерно восприимчив к похвалам и осуждению. Если ребенок живет в страхе
оскорблений и наказаний, то он делается замкнутым, неряшливым и неспособным к
самозащите. Еще одно частое последствие – стремление ребенка самоутвердиться
агрессивным, конфликтным путем. Воспитание в атмосфере холодности и
эмоционального отвержения заставляет ребенка чувствовать недостаток любви. Это
тягостное состояние, негативно сказывающееся на становлении характера.
Часто болезненную реакцию вызывает тот факт,
что родители явно выделяют или предпочитают кого-то одного из детей. Такая
нездоровая система взаимоотношений ведет к озлобленности и неврозам.
Если ребенка в семье наказывают за малейшую
провинность, то говорят о чрезмерно жестоком воспитании. Дети в таких семьях
живут в постоянном страхе.
Значительные проблемы в семье может
создавать воспитание единственного ребенка. Такие дети зачастую ставятся
родителями в привилегированное положение, что ведет к вседозволенности и
немедленному исполнению желаний, в результате чего ребенок растет эгоистом и
тираном. Эти отклонения замечаются далеко не сразу, и ребенок, привыкший быть в
центре внимания, потом испытывает трудности с правильной оценкой своих
возможностей. Детский коллектив отвергает их, сверстники не понимают или не
желают общаться.
Родители могут уклоняться от бесед и
занятий со своими детьми из-за чрезмерной занятости или наоборот, из-за
обыкновенной лени. Такой ребенок имеет гораздо больший объем свободы, чем тот,
которым он может правильно распорядиться. Предоставленные самим себе, такие
дети начинают искать развлечений и занятий на стороне и часто попадают в дурные
компании.
Весьма опасна и чрезмерная опека. Родители
постоянно испытывают страх за ребенка и пытаются все время его контролировать.
Он лишается возможности сам выбирать занятия, поскольку ждет распоряжения или
приказания. Это приводит к нервозам и неуверенности в себе, а порой и к
психическому расстройству. В детях долгие годы копятся злость и обида за
пренебрежение их интересами, и в итоге они начинают демонстративно нарушать
запреты, убегают из дома.
Также проблемы семейного воспитания
порождаются изменением статуса женщины в обществе. Конфликт между множеством
социальных ролей, которые она призвана исполнять, создает сложную и напряженную
обстановку, что плохо сказывается на воспитании детей. Занятость женщины ведет
к ослаблению контроля над поведением, успеваемостью и самочувствием ребенка.
Расхождение между семейной и профессиональной ролью женщины отрицательно влияет
на рождаемость, что создает новые трудности, связанные с воспитанием только
одного ребенка. Если родители не следят за ситуацией и не корректируют ее своим
правильным поведением, то отсутствие братьев и сестер приводит к недоразвитости
эмоциональной сферы.
Когда семья имеет высокий доход, то это
тоже может стать проблемой воспитания. Основная трудность заключается в
неспособности взрослых правильно распоряжаться своим доходом в отношении
ребенка. Избыток материальных благ в таком случае сочетается с недостатком
усилий по воспитанию духовных потребностей, в результате чего личности ребенка
наносится серьезный вред. Если родители хорошо зарабатывают, несомненно, их
дети имеют больше возможностей для обучения и досуга, однако тут велик соблазн
дать им максимально возможный объем впечатлений, знаний и навыков во всех
сферах жизни. Это ведет к нервным и физическим перегрузкам, высокой
утомляемости, соматическим проблемам.
Говоря о проблемах современной семьи, нельзя
обойти вниманием такой серьезный вопрос, как разводы. Воспитание ребенка в
неполной семье – непростая задача: такие дети труднее адаптируются к реальной
жизни.
Часто воспитание детей осуществляется в условиях чрезмерной моральной
ответственности. Когда родители внушают ребенку, что он обязан оправдать все их
надежды, груз забот для него становится непосильным. Такие дети растут в страхе
и постоянном беспокойстве.
Последствия неправильного семейного
воспитания
Если воспитательный процесс организован неправильно, то он уродует
личность ребенка, становится причиной нервных срывов и трудных взаимоотношений
с окружающими. Любые родители хотели бы видеть своего ребенка примерным и
послушным, однако стремление к безукоризненности часто является причиной
недостатка сотрудничества в семье, когда ее члены избегают эмоционального
взаимодействия, не делятся проблемами, замалчивают конфликты. Они ожидают, что
ребенок будет соблюдать внешние приличия и подтверждать это образцовым
поведением, однако его внутренняя жизнь никого не интересует. Со временем ребенок
начинает считать подобное лицемерное отношение нормой.
Родители зачастую пытаются решить с помощью детей собственные личностные
проблемы. В таком случае причиной плохого поведения ребенка становятся
неосознанные потребности взрослого. Таких родителей крайне трудно переубедить и
заставить осознать причины происходящего.
Родители зачастую пытаются решить с помощью
детей собственные личностные проблемы. В таком случае причиной плохого
поведения ребенка становятся неосознанные потребности взрослого. Таких
родителей крайне трудно переубедить и заставить осознать причины происходящего.
Правильное воспитание отдает ребенку в семье
роль помощника, равноправного участника, интересного человека, друга и
советчика. Это помогает ему сформировать положительные качества, вырастить в
себе чувство единства с близкими, осознать личную ответственность и гордость за
свою семью.
Вывод
Таким образом, основная причина проблемного семейного
воспитания – это непонимание между старшим и младшим поколением. Дети желают
большего, чем им позволяют родители, что ведет к конфликтам.
Основа воспитания – это любовь к ребенку, на которой
базируется все остальное: она помогает воздействовать на него не просто силой
авторитета и назидательности, а создавать опору, которая поможет раскрыть
способности и обеспечить чувство защищенности, безопасности.
Уважаемые
коллеги!
Приглашаю
к дискуссии по вопросам семейного воспитания. Прошу высказаться всех
неравнодушных к этой проблеме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий